М.: Михал Михалыч, для меня, как ни странно, главным событием прошедшего месяца было событие не политическое, но, на мой взгляд, очень важное очень печальное, хотя, возможно, оно хорошо окончится. Я имею в виду борьбу всех знаменитых актеров Москвы за Дом Актера, которым руководит Маргарита Александровна Эскина. На этот дом, точнее, на те его помещения, которые Дом Актера сдает в аренду и благодаря чему, собственно говоря, он живет, претендует организация, которая называется "Россвязьохранкультура". В последний момент Медведев обещал Дому Актера помочь людям и сказал, что "мы Дом Актера не отдадим". Вопрос у меня к Вам вот какой: это все называется спор хозяйствующих субъектов. Вот мы доживем когда-нибудь до тех времен, когда такие люди, как Маргарита Александровна Эскина, никогда не будут завязаны в спор хозяйствующих субъектов, а будут себе спокойно делать свое замечательное культурное дело.
Ж.: Я давно слежу за этой борьбой. И уже один Дом Актера сгорел. И я понимаю, что и нашим телезрителям и тем, кто сидит у нас сейчас в зале, может быть, это не так уж интересно, но мы просто обязаны об этом сказать. Я считаю, что актеры вообще... Это такой древний воровской закон - не трогайте артистов. У нас других законов нет, кроме этих. Так что пока хотя бы придерживаться этих законов. А в суд пока обращаться рискованно, потому что там может быть еще хуже, неизвестно, кто больше заплатил за решение суда. Дом Актера - это лучший дом в Москве, по-моему опыту. Самая лучшая компания - это актерская. Сталин приглашал за стол, Путин приглашал за стол. Актеры - это самые красивые, самые беззащитные, самые неинформированные люди - от этого самые доброжелательные люди. Они легко фальшивят, поэтому с ними очень легко за столом. Это я столько наслушался актерских разговоров с начальниками: "Так это вы нас защищаете? Так это вы министр обороны? И где вы нас защищаете? А я сегодня иду одна домой, вы не можете меня защитить? Это вы нам строите дороги? Как приятно! Я люблю вас за наши дороги, что вы нам строите!" Такая очаровательная компания! Как можно обидеть таких людей?! Это наши младшие братья-актеры. Их нельзя обижать! Потому что если отнимут Дом Актера, в следующий раз такая же компания, эта же компания, отнимет Кремль. Потому что этим людям уже ничего не страшно. А вот эта Россвязь... Как вы сказали?
М.: Россвязьохранкультура.
Ж.: Изумительное название! То ли они связи охраняют, то ли культуру от связей. Или связи от культуры. Не знаю, какая связь. Какие связи они охраняют? Они пользуются... Сейчас же вот это рейдерство... Так они пользуются девизом двух капитанов: "Бороться и искать, найти и перепрятать!"
М.: Я хочу процитировать Дмитрия Медведева, который выступал на Гражданском форуме и сказал...
Ж.: Мы же цитируем его все время.
М.: Хотелось бы понять, почему так происходит.
Ж.: Почему так происходит - я тоже не понимаю!
М.: Так вот - Дмитрий Медведев сказал слова такие: "Главное для развития нашей страны - продолжение спокойного и стабильного развития". Это слова, под которыми подпишется любой человек, но, мне кажется, что мы имеем право те вопросы, которые раньше обсуждались на кухне - выносить уже на телевидение. Как отличить спокойное и стабильное развитие от застоя? Вот есть какие-то отличительные черты?
Ж.: Вот вы сказали, что под этими словами подпишется каждый - я бы подпись отложил - на какое-то время!
М.: Почему?
Ж.: Ну подождем! Подождем развития событий. Что мы уже подписываемся под всем, что сказал Дмитрий, по-моему, Анатольевич, да?
М.: Я пока не запомнил еще.
Ж.: Ну, Дима - тоже неудобно. Дмитрий Анатольевич. Чем отличается стабильное развитие от застоя? Там он употребил слово... Или стабильность от застоя? Как вы ставите вопрос?
М.: Цитата такая: "Спокойное и стабильное развитие". От застоя отличается чем-то?
Ж.: Ну, наверное... Слово "развитие" там же есть! Если это стабильное... Я не знаю, что такое "стабильное развитие"... У меня сын, он развивается нестабильно. Хотя рядом. И мы уже готовы обломать об его голову всё, что угодно. Нестабильно, сволочь, развивается. Но развивается! По-моему, стабильного развития нет. Но, чтобы развитие было, нам необходимо, конечно, ну не знаю - пятьсот километров дорог строить, наверное, каждый день. В такой огромной стране это можно. Может быть, и больше строить дорог. Черт его знает! Застой от стабильности отличается отсутствием мысли. Вот я жил и в эпоху застоя и вот попал случайно в эпоху стабильности. Значит, вот - мыслю! Вот нет мысли - значит, это застой. Задача продать - есть! Задача заработать - есть! Задача купить - у каждого есть! Цели - нет! Мы совершенно не привыкли так жить. Мы все время - то боролись с крепостным правом, потом с самодержавием, потом в классовой борьбе участвовали. У нас все время была цель. И сейчас тоже мы ждем, что может быть, какую-нибудь цель кто-нибудь нам даст. Довольно унизительно, как я понимаю, жить, чтобы зарабатывать на жизнь. Это все равно, что выйти замуж за любого человека. Ну все-таки унизительно, мне кажется. Ну, какая-то цель должна быть у страны. Ну, страну поднять. Ну, дороги построить. Еду создать! У нас же было так - какое-то время наша страна процветала за счет людей, живущих в ней. Вот в советское время - страна поднималась за счет людей. Потом был короткий период, когда люди наши жили за счет страны. Это когда вот мешочники ездили, продавали, ФЭДы (фотоаппараты), вытаскивали все, продавали в Китай, все вывозили, продавали, что было. И вот сейчас мы попали в лучший период нашей жизни, когда мы со страной живем за счет других стран. И это самый большой кайф, по-настоящему. Потому что, черт его знает, ну оттуда поступает продовольствие, деньги, невзирая на полное отсутствие... Как говорится "от нас все время пахнет потом, хотя мы ничего не производим". Меняется соотношение голодных, бедных, богатых, причем ну на чем это все... На продаже земляных ресурсов. Так вот мне кажется, когда нет мышления, это все равно, как многие из нас сидят на дорогих машинах в пробке. Вот сидим мы в пробке, гладим эти рукоятки, слушаем это радио... Сейчас машину покупают только чтобы слушать радио. Не вижу другой цели в покупке автомобиля. Вот сидение в дорогой машине в пробке - это и есть стабильность без развития. А застой - сидение в дешевой машине.
М.: Поскольку у нас уже не первый год идет передача и каждый год в новогодние дни мы смотрим телевидение. Оно совершенно одинаковое. Вопрос я бы сформулировал так: вот если представить себе, что в новогодние дни сюда попал, ну, даже не инопланетянин, а какой-нибудь иностранец, который ничего не знает про русских людей. Вот что бы он подумал про тех людей, которым нравится то телевидение, которое они смотрят?
Ж.: Мне кажется, тут не нужны иностранцы, мы сами знаем, что нам думать про этих людей... Мы очень любим спрашивать у иностранцев: "Что с нами будет дальше?" Мы у них все время спрашиваем. Они совершенно не понимают ни вопроса, ни ответа, ни с кем они имеют дело - не понимают. Но тем не менее у них видно - высокий рост, красивая одежда, понимание - где вилка, где нож, хороший аромат, образованность чувствуется, эрудиция, умение процитировать без конца... Образование построено на цитатах, на цитатах из библии, там совсем другое образование, чем наше... Мы без какого-либо образования до всего доходим своим умом, поэтому очень живые и ремонтопригодные люди. И ремонтоспособные. У нас же революция - я помню, Владимир Ильич на коленке, всё писал на коленке, всё придумал за нас на коленочке. Лев Давидович Ландау наукой занимался на диване. Но когда за ум стали платить, народ начал сваливать потихоньку. Вот из этих самых умных, которые умеют работать на диване, на коленке. Этот народ быстро нашел себе там применение. И остались мы. Без умных ученых. Мы теперь, конечно, хохочем. Мы чувствуем себя гораздо лучше, чем с ними. Никто не шикает на тебя. Никто тебе освежителем в рот не тычет. Никто тебе не говорит: "Что ж вы матом при дамах". А тебе не приходится отвечать: "А дамы что - не люди
что-ли?" Ну многовато народу свалило, многовато. И я сам смотрю - общество выглядит здоровым, жизнерадостным. Я просто не понимаю, чего они хотят расслабиться, что они такое производят целый день, что вечером такая тяга расслабиться. Что такого сложного, какая аппаратура такая. А наша публика, которая снимается в телевизионных концертах, о которых говорит Андрей, вместе с артистами, с клоунами, с ледовыми артистами - они нам дают знать, что это очень хорошо. Некому сейчас отличить успех от провала. Никто не подскажет, что это не успех, а провал. И никто из нас определить не может, потому что - овации дикие. Записанные в семьдесят шестом году. Поэтому мы сейчас так расслабляемся, что, боюсь, уже не сосредоточимся.
М.: Николя Саркози развелся, это Президент Франции. Выиграл президентскую гонку...
Ж.: Чудный человек...
М.: Чудный человек, мне он тоже очень нравится. Он развелся со своей женой и с любимой женщиной уехал отдыхать. Бог с ними, с французами, просто, чтобы понять, чем отличаемся мы от них - как Вам кажется, если бы... Не имея в виду никого конкретно...
Ж.: Абсолютно...
М.: Абсолютно. Нет, правда - я, когда имею, я прямо называю фамилию. А сейчас никого не имею в виду конкретно. Вот если бы некий наш президент развелся бы со своей женой и уехал бы в Сочи с фотомоделью, вот какова бы была его дальнейшая политическая судьба?
Ж.: Ну, во-первых, никто бы не допустил. Но я не об этом... Я вначале хочу... Вот вы меня так заразили этой фамилией... Во-первых, мне очень нравится имя "Николя". Это сразу тянет к дружеской беседе. У нас это "Коля", а когда "Николя" - это и выпить можно, и нежное что-то такое, такое что-то женское. И такой он бодрый оказался, живой такой оказался... Развелся с одной... Ну я понимаю, что видимо переживания большие по поводу развода, что он тут же появился с другой - тут же! Я же все время утверждаю, что мужчину определяем по женщине. Можете себе представить - кто он и что из себя представляет. Имеет ли она несчастный забитый вид, с сумочкой... Как при Леониде Ильиче - они все были с сумочками... Вот на таких ногах, вот так вот они стояли с сумочками - и все... И сзади шли. А чаще всего - их не показывали. Первый нас познакомил с Раисой Максимовной - это Горбачев. Это был самый мужественный шаг, который я когда-либо видел. Когда рядом появилась элегантная, красивая, европейская женщина - вместо этих замученных кошелками теток, у которых руки и ноги приспособлены для переноски тяжестей, а совсем не для присутствия рядом. Вот по женщине мы можем определить мужчину. Теперь Николя. Изумительный человек. Но жена подождала, пока он станет президентом, и ушла. Ну кто из нас мог бы так сделать? Я бы не ушел. Какая из наших женщин уйдет, если мужа избрали в президенты? То есть я бы нашел тысячу причин объяснить любимому, почему я не могу уйти. Главная из причин - стране будет хуже, если я уйду. Вот я себе представляю вот эту главную причину - "всё для страны, милый, для страны я должна с ним остаться". А вот этот мужественнейший поступок женщины, которая по сердцу, как по компасу, вот она идет - и все. И маршрут жизни - это любовь. И по компасу она... Она просто решила помочь ему и подождать, пока успокоится общественное мнение - и ушла. Значит, по этой женщине уже можно определить, кто такой Николя.
М.: Уникальное совершенно событие - в номинации на премию "Оскар" в пять лучших фильмов вошло два фильма наших режиссеров. Фильм Никиты Михалкова и фильм Сергея Бодрова, который, правда, представлен Казахстаном, но это не важно. И еще фильм замечательного великого мультипликатора Петрова тоже вошел в номинацию короткометражных фильмов. То есть всего три наших фильма. Это, мне кажется, уже победа, вне зависимости от того, кто получит приз, может Вайда получит, может, еще кто-то получит. И мы с Вами очень давно не говорили про кино, у меня к Вам несколько вопросов. Первый вопрос такой: о чем, как Вам кажется, вообще сегодня кино не снимаю, а снимать бы его надо?
Ж.: Ну о том, о чем мы говорим. Надо бы снимать бы. Почему мы должны быть уникальными... Я хочу тоже поздравить номинантов. Никита такой человек - очень интересный - Никита Сергеевич Михалков. Он как-то все время сам противоречит своим фильмам. То, что он говорит, что поддерживает - это многих раздражает. Но, если это ему помогает снимать вот такое кино, какое он снимает, то он еще талантливей, чем на самом деле есть. Талантливей еще, потому что он пользуется для того, чтобы это снимать. Ведь смотрите, почти каждый фильм номинируется. Ну если получит, то, конечно, самые большие поздравления. Талантлив! С актером умеет работать. Атмосфера любви к актеру и услужливость режиссера, чего не бывает. Услужливость главного режиссера. Дальше - Сергей Бодров. Тоже знаком, он в жюри вместе со мной, в "Триумфе". Кстати, в этом году получил Петров премию "Триумф". Матвеевское - тут есть дом работников кино. И я там с Андреем Битовым в советское время пытался написать какой-то сценарий. Вошли двое совершенно заикающихся - двое заик. Андрей Битов что-то прочитал из нашего сценария. Они сказали: "Это что, вдохновение у вас было?" Мы сказали: "Да". "Нет, не годится". Сценарий надо писать, когда противно прикасаться к бумаге. Вот когда противно совсем станет, тогда - пошел. Тогда дело пошло. Это был Бодров и Паша Лунгин. Они оба заикались, сейчас оба не заикаются, не знаю, каким образом. А Сергей Бодров сделал фильм "Монгол". Я посмотрел фильм, очень хороший фильм. Не знаю, получит приз или нет. Но они оба не похожи на то кино, которое они снимают. У меня три всегда впечатления: впечатление от жизни, впечатление от кино и впечатление от книг. С впечатлениями от жизни я боролся всегда с помощью впечатлений от кино. Вот эта ночная борьба. Потому что в кино ты видишь всегда чужую жизнь, и в книгах видишь чужую жизнь. И вот этими двумя я пытался перебить те. Я хотел вспомнить фильм, который я недавно смотрел, который мне очень понравился. "Душка" называется. Слушайте, обычный фильм, где Маковецкий играет нашего, который прицепился к иностранцу на кинофестивале, прицепился просто из толпы. И тот иностранец пожалел его (голландский какой-то режиссер), сказал: "Да это мой друг, пропустите его, пожалуйста". Его пропустили и он до того уже дошел, что приехал в Голландию к нему. С зонтом и без вещей, с пустым чемоданом. И не может понять, что он уже надоел. Это сюжет фильма. Его уже вытолкали на улицу и он стоит, такой жалкий, что надо опять впустить. Он стоит, ни денег у него нет, ничего. Дали денег, опять стоит под дождем, все время стоит рядом. Значит, опять впустили. Вот это ощущение, что невозможно отвязаться - вот это открытие этого фильма. Вот такие люди встречаются. Мы сами понимаем, как это часто бывает. У меня это каждый раз: выходишь - кто-то стоит возле тебя и говорит: "А Вы куда?" Я говорю: "Домой". "А можно я с Вами?" Что ты им скажешь? Нет? Ну, пошли... И беседуешь...
М.: Продолжим про кино. Боюсь, забуду или перепутаю фамилию - Ольга Куриленко. Это такая украинская фотомодель, которая станет девушкой Бонда в новом фильме про Джеймса Бонда. В честь нее в городе Бердянске, я первый раз слышу, что есть такой город, назвали улицу. У меня в связи с этим возникает к Вам такой вопрос, если бы у Вас была возможность назвать улицы в честь живых людей в Ваших трех самых родных городах - Одессе, Ленинграде и Москве, в честь кого Вы бы назвали улицы?
Ж.: Ну конечно, в честь красивых девушек. У меня раньше была записная книжка вот такая толстая: улица, допустим, Насти, дом номер, двести восемьдесят четыре, тридцать восемь, сорок шесть, - это уже номер телефона. Или там, допустим, Кати - номер такой-то такой-то. Но, если серьезно говорить, в Москве, конечно, улица Высоцкого просится. Вот то, что мы сейчас понимаем, какое влияние и какой это великий поэт и когда я услышал его песню от имени микрофона: "Золотое от пота лицо..." Вот певец приближается к микрофону, ну действительно, в прожекторах, в софитах, оно получается золотым от пота лицо. Это потрясающе! Владимир Семенович - великий поэт, вот прежде всего хотелось бы улицу его именем назвать.
М.: А живущими - нет?
Ж.: Живущими - это сложно. Это надо иметь большое нахальство. Если человек еще живет, а уже улицу его именем - то это тяжело. Вот на Украине - там действительно. Ну, там они отвязные, свободные, у них Тимошенко премьер. Они сейчас могут делать всё, что хотят, абсолютно. Поэтому я не знаю, она как землетрясение и они как будто участвуют в общем землетрясении. А я мыслю еще по-старому. Конечно, в Питере - Райкин, Товстоногов - для меня вот такие два значимых человека. Ахматова... А в Одессе, в Одессе - один живой. Это Литвак, Борис Литвак. Борис Давыдович, который создал огромный центр реабилитации церебрального паралича. И, представляете, бесплатно, он все время бегает, деньги выпрашивает, концерты. И построил в центре города огромный центр для детей, с аппаратурой. И уже он получил звание Героя Украины и уже знают о нем все. И в центр приходит масса людей, масса родителей с детьми, все там бесплатно лечатся - в наше время! А эта болезнь слабо излечима. И вот я бы его именем назвал улицу в Одессе.
М.: Всемирный банк сделал доклад по демографической ситуации в странах бывшего СССР и выяснилось, что к 2025 году каждый пятый житель России будет старше шестидесяти пяти лет. Это значит, что у нас сейчас прибавляется количество пожилых людей. В связи с этим у меня возникает к Вам вопрос, вот мы могли в этом убедиться и по новогодней программе: почему все телевидение, все глянцевые журналы ориентированы только на молодых? Хотя пожилых больше. А на них не ориентировано вообще ничего. Ни телевидение, ни пресса, ничего.
Ж.: Но, как мне кажется, с молодежью разговаривать дешевле. Нам, молодым, с нами легче, потому что нас, молодых, легко отвлечь сексом. Какое-то тело пригласил на ужин, хорошее тело... Пригласил на танец. Показал свое тело, приблизил, так обменялись телефонами, или вообще телами. Поменял, как говорится, свои плечи на чьи-то бедра на какое-то время. Не нужно никаких затрат, это все в пределах возможностей. Единственное, о чем мы, молодые, не подозреваем, что за всем этим сидит какой-то пожилой, плохо пахнущий, плюющийся при разговоре близко, крошками, крайне неопрятный режиссер - за всем этим сидит. Пусть мы, молодые, не ошибаемся - там никогда нас никто всерьез не принимает. Это он придумывает все, это его мечты в виде красивых мужчин и женщин, на экране в это время двигаются. Это мечты этого человека. То же самое происходит с молодежными движениями. Это всё - режиссер. Они, мы, мы не даже не подозреваем, что мы в чьих-то руках. Вот этот вот человек... Кумиры у них свои - у нас, у молодых. А режиссер один на всех. Поэтому режиссер бывает главным, а кумир главным не бывает, правильно сказал? А режиссер бывает главным. Но все-таки, ничего нет лучше, даже по чужой указке - станцевать с кем-то, договориться о встрече, это большой кайф. Я всегда, когда хочу что-то вспомнить, я говорю жене: "Сколько мы с тобой вместе?" Она говорит: "Ну, где-то двадцать..." Я говорю: "Ну, значит, двадцать один год тому назад..." Братцы, вот эти вечера в Одессе... Перелезаешь через забор, идешь на танцы в дом отдыха, в морской одежде с лычками. У тебя второй курс, третий курс, ты в морском институте. Ты не знаешь, что у тебя руки в это время... Там дегтем, оказывается, обмазали этот забор... И ты этого не знаешь. Ты берешь девушку в белом платье, и ты потом с ужасом видишь, что у нее на спине просто пятерня твоя. И не сказать и ничего... А это летний вечер, это танцплощадка, и шорох твоих шагов почти заглушает музыку. И, боже, ты смотришь - боже мой, ты, значит, уже не можешь выпустить ее из рук. Чтобы она не увидела. Она говорит: "Освободите, меня, пожалуйста". Ты говоришь: "Нет-нет-нет, мы идем на следующий танец". И где смыть это всё? Это подлое начальство этого дома отдыха, на одиннадцатой станции Фонтан... Потом идите вниз, эта танцплощадка остается наверху, а вы идёте на берег моря и море шелестит, и музыка там наверху играет, и вот этот одинокий фонарь, и вот эта легкая музыка, и она в белом платье с этой пятерней твоей на спине... Но ты уже забываешь об этой пятерне, ты с песком как-то, с морской водой пытаешься смыть с рук этот деготь большевистский, которым нас отпугивали. И вот сидишь, и слышишь это... Единственное, что только пограничники проходили время от времени. Они следили, чтобы шпион какой-нибудь не всплыл. Поэтому в Одессе очень любили такие хохмы: кто-то ночью вылезал в плавках и спрашивал: "Скажите, это Союз Советских Социалистических республик?"
М.: Михал Михалыч, Вы так отвечаете на вопросы, что ощущение, что Вы как бы не отвечаете на вопросы, а читаете рассказ. На самом деле Вы отвечали на вопросы, а рассказы Вы будете читать вот сейчас.
Ж.: Я тут у себя нашел в записной книжке... Я как-то был в молодые годы, в двадцать один, нет... Надо спросить, сколько лет мы вместе. Если двадцать семь, то значит, двадцать восемь лет тому назад примерно, я был в Доме Мод питерском... Очень был близок к этому коллективу...
* * *
"Питерский дом мод" ("Демонстрация моделей")
Вы видите спортивно-подлодочный ансамбль для девушки с плохим характером. Игорь вам показывает...
* * *
Когда он попросил у меня автограф, я увидел, что он уже все написал.
"Любимой жене моего давнего друга от преданного автора..."...
* * *
Мне кажется, что любое министерство напоминает столб, облепленный мухами - все держатся за рабочее место и дорожат столбом.
* * *
"Порода чиновников"
Эта порода людей прошла через все буквы "П".
Они прошли проверку на преданность, подлость, предательство...
* * *
Вы не представляете, какие страдания в пятьдесят пять лет... Компании, девушки... Когда-то я был самый третий, теперь самый десятый...
* * *
Искусство от спорта, как зависть от соперничества, отличается злобным бездействием.
* * *
Монолог артиста
Он, мерзавец, делает вид, что меня нет.
Играет, выступает, разъезжает...
А я, брат - есть!
Я мерзко в тень ушел...
* * *
М.: И мы переходим к той части, где вопросы задают зрители, и начинаем мы с видео-вопросов, которые мы записываем в Москве. Пожалуйста, первый видео-вопрос.
Видео-вопрос: Здравствуйте, Михал Михалыч! У нас к Вам вопрос, что Вы любите больше: рассветы или закаты?
Ж.: Смотря чьи рассветы и чьи закаты. У себя, конечно, я очень люблю промежутки.
М.: Следующий вопрос.
Зрительница: Здравствуйте, Михаил Михайлович! В мире есть много ласковых имен. Скажите пожалуйста, а у Вас есть ласковое прозвище, которое Вам нравится больше всего?
Ж.: Есть. Вот на это легко ответить - Мишастик!
М.: А кто имеет право Вас так назвать?
Ж.: Не скажу.
М.: Тогда переходим к третьему вопросу.
Видео-вопрос: Здравствуйте, Михал Михалыч! Такой к Вам вопрос, скажите пожалуйста, когда Вы в последний раз стояли в очереди? Спасибо.
Ж.: Я стою в очереди там, где мы все стоим. На таможне последний раз стоял, в Америке. Но вот уже что смешно - мы стояли в очереди, вдруг подходит какой-то человек в форме полицейского и говорит: "Михал Михалыч! Разрешите, я Вас проведу другим путем?"
М.: А есть ли что-то из буквального, а может, из метафорического - за чем бы Вы хотели, чтобы стояла очередь?
Ж.: Все-таки я бы хотел, чтобы стояли в очереди за книгами. Больше ничего. Я вспоминаю все остальные очереди, господи, эти крики: "Молоко уже было?" "Молока еще не было!" Это особая жизнь, в этих очередях. Нет, я бы хотел, чтобы за книгами стояли, действительно, это было бы приятно. Когда книг не хватает, их читают. Если на какую-то выставку живописи очередь стоит, туда идут. Вот как "Мону Лизу" привезли - огромные очереди стояли. Как в Мавзолей, вот такие очереди стояли. И не дай бог, очереди на похоронах. Вот как на похоронах Владимира Семеновича, когда вся Москва была, невзирая на Олимпиаду. Вообще я так рад, что судьба Высоцкого так сложилась вот сейчас, это еще раз показывает, что народ не ошибается. Массы не ошибаются. Ошибаются театроведы, ошибаются критики, ошибаются поэты - и не ошибается народ, который сразу понял, сразу принял и сразу запел и сразу освободил место в душе. От всех освободил, разгреб место и освободил место для Владимира Семеновича. Мне иногда кажется что, конечно, очень полезно умереть молодым. Иногда кажется, что затягивать этот вопрос не стоит. Потому что, действительно, прошел тот период, когда тебя тоже крутили, всюду ты на этих пленках был... Тогда, в общем, надо было бы как-то... А сейчас, конечно, поздновато, сейчас уже надо жить дальше.
М.: Мне кажется, что молодость просто у всех бывает в разном возрасте. Вот Вы сейчас выступали от имени молодых, никто даже не смеялся, заметили?
Зрительница: Александрова Тамара, у меня такой вопрос: вот Ваше мнение - после выборов в Государственную Думу у нас очень много там появилось спортсменов и такого рода людей. Хорошо это или плохо?
Ж.: Какое это имеет значение, сколько спортсменов? Так же, как не имеет значения, сколько артистов было в прошлой Думе. Сейчас они их заменили спортсменами. Видимо, я уже сегодня это говорил, артисты самые неинформированные, самые беззащитные люди. Спортсмены - почти то же самое, малоинформированные люди. Они с большим ликованием встретили свое избрание, дальше они не знают, что делать. Им, видимо, скажут. Пока для них праздник - их избрали. Я уже говорил, что когда у меня концерт, я волнуюсь, я бледный, потому что мне надо выступать, я должен выступать перед людьми, я должен отвечать за свои слова. А тут - праздник, избрали и всё. Потому что избрали - и кончилась карьера. Дальше - они пропадают. Вот избрали - пропал. Не избрали - пропал. Где взгляд? Где позиция? Ничего этого нет. Ну, вы сами все видите, ну чего я тут буду комментировать. Это такие очевидные вещи... Мне кажется, что я могу комментировать там, где я могу блеснуть. А как говорили в советское время: "Граждане, вы сами знаете ответ на вопрос. Чего же вы задаете вопрос, на который вы сами знаете ответ?"
М.: Есть ли у аудитории вопрос, на который человек, задающий вопрос, не знает ответа? Или вы уже знаете всё? Пожалуйста, в микрофон...
Зритель: Что такое любовь?
М.: Хороший вопрос.
Ж.: Это хороший вопрос. Это великая игра, которой занимается всё человечество уже много лет. Уже много веков оно занимается этой игрой, оно придумало это термин. Человечество придумало вот эти ощущения, которые якобы сопровождают человека всю жизнь Оно придумало верность. Верность есть, но не в таком масштабе, как это описывается в книгах. И есть любовь. И даже есть самоубийства ради любви. Но всё это случаи уникальные этой болезни, а в основном это большая международная игра. Большая игра между мужчинами и женщинами, где всё построено на тактике легкого обмана и стратегии добиться определенной цели, которую мы тоже все знаем. Спасибо за внимание.
М.: Остается сказать большое спасибо всем, кто нас смотрел и сказать, что программа "Дежурный по стране" выйдет на канале "Россия" ровно через месяц. Всего доброго, до свидания, пока.