Карузо юмора Еженедельник "Зеркало недели", 4 июня 2005 г.Впервые в Киеве напечатали Михаила Жванецкого. Его книга "Мой портфель" - это специальный издательский проект для Украины известного издательства "Махаон-Украина". Оказывается у Создателя отличное чувство юмора. Все духовные учения, от тысячелетиями известных Индии и Востоку до самых современных, объединенных под стягом "нового знания", сходятся в том, что веселость и смех - божественные качества свободного высокого сознания. Можно сказать, это одно из самых радостных открытий, которое в ХХ1 веке наконец дошло до человека западного мира. Правда, всегда были люди, которым и до того ничего не мешало им пользоваться на благо общества. Например, Сократ, Диоген, Екклезиаст, Лао-цзы, Мольер, Раджниш, Сковорода, Эйнштейн, Горин, Жванецкий ("состав президиума", взят мною из книги "Путь к дураку" изданной издательством "София" в серии "Философия смеха"). Даже если бы последнее имя не подсказал вышеприведенный список оно все равно приходит на ум первым, а если учесть "окружение", то и единственным. Если Михаила Жванецкого читать, а не слушать, то его без дрожи в коленках можно назвать Конфуцием и Мишелем Монтенем нашего времени. Для этого достаточно полистать его книгу "Мой портфель", выпущенную издательством "Махаон-Украина". Как известно современникам Сократа и Диогена до конца оценить достоинства и глубину их творчества мешало устное исполнение авторов. А поскольку Михаил Михайлович пошел тем же путем, то может, его утешит гипотеза, что лет через сто-двести у кого-то будет шанс назвать остроумного мыслителя "Жванецким своего времени". У М.Ж. есть афоризм - "секрет популярности: все знали, а он сказал". Об этом же секрете говорится в одной из книг известного духовного просветителя Нила Дональда Уолша: "гений это человек, который вспомнил то, что все остальные просто забыли. Он не создает ответы, а открывает уже существующие у Бога". Кстати, это соавторство всегда угадывается: в творении Божьем в отличие от созданного человеком недостатков нет. В этом вся разница между созданным и сотворенным. Жванецкий напомнил нам немало таких ответов - по смыслу точных, как стрела Уленшпигеля, и по форме совершенных как пронзенное ею яблоко. Вещает он на довольно высокой частоте, поэтому аудитория у него думающая, быстро соображающая и реагирующая. Этот юмор можно включать в тесты по проверке IQ и личностного развития. Ведь человек, обладающий юмором, может позволить себе роскошь быть собой, и не впадать в столбняк важности. М.Ж. не зря любит публичные выступления: там он воочию видит, как отдаваемая мысль растет, набирает силу, резонирует с окружающими умами и поселяется в них легко, будто для нее заранее пустовало место. Но при чтении его текстов этот процесс более отчетлив и интимен. Ты понимаешь, что Жванецкий - это некий перст Творца, которым он нажимает внутри тебя кнопку, побуждая к собственному размышлению. Причем мысли приходят умные, хорошие, светлые, вызывающие уважение и любовь ко всем участникам процесса и отдельную признательность тому, кто их в тебе зажигает. В этом смысле писатель как спичка, которая освещает в чулане твоего "Я" самые выгодные места. Жаль, что перевести Жванецкого на любой из языков непросто, поскольку тут дело не столько в словах, сколько в ритме, дыхании, переливах смысла. Одним словом, скорее в пустотах и вибрациях, чем в плотском выражении. Тут нужен адекватный мастер - как Лозинский Шекспиру или Маршак - Бернсу. На вопрос слушать или читать Жванецкого можно отвечать по-разному в зависимости от желаемого результата. Но при этом иметь в виду, что книга по-прежнему единственное, что можно посоветовать тому, кто хочет получить подлинное знание и найти умную мысль. Чтобы доказать, что телевидение и Интернет, для этой цели не годятся, дискуссия, очевидно, не потребуется. На виртуальном блошином рынке net порой можно найти что-то ценное, но для этого надо потратить бездну времени и перевернуть горы барахла. Пялиться с той же целью в телевизор занятие еще более бессмысленное. Поэтому книга - самый прямой и интересный путь к знанию и мудрости. А если это книга Жванецкого, то это еще и веселый путь. Правда, на нем часто слышится пронзительное эхо грусти, рождающее знаменитый феномен "смеха сквозь слезы". Наверное, его можно объяснить тем, что веселость и грусть - два разных уровня одной и той же энергии, как жара и холод, поэтому их можно испытывать одновременно. И как Карузо брал любую октаву, дробя голосом хрустальные подвески на люстрах, так Жванецкий охватывает крайние уровни эмоций, вышибая смех и слезы. Когда он выходит на сцену и вынимает из портфеля стопку страничек, по которым порхают крупные круглые буквы, напоминающие нотные знаки, ему как Карузо хочется крикнуть: "Браво маэстро!" Валентина Серикова |